Стихотворение А.А. Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» (восприятие, толкование, оценка)




Стихотворение Анны Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю» относится к гражданской лирике. В нем поэтесса отходит от привычных для нее интимных переживаний и демонстрирует свое участие и причастность к событиям, происходящим в обществе и стране.

Ахматова написала его в 1922 году, вскоре после ареста и казни Гумилева, ее бывшего супруга. Имея возможность покинуть послереволюционную Россию, как многие ее знакомые, она не стала этого делать, не мысля своей жизни без России и без Петербурга. Ее любовь к Родине была настолько большой, что поэтессу не поколебили даже гонения, начавшиеся на тех представителей культуры, кто остался.

Главная тема

В строках произведения, поэтесса разделяет на два лагеря тех, кто покинул Родину и тех, кто остался, невзирая на предстоящие трудности. В первых строках демонстрирует она и своего демона-искусителя, которому в силу характера и убеждений, не поддалась: «им песен я своих не дам».

Она не презирает эмигрантов, ей жалко их. Поэтесса срывает покров той романтичности, которую приписывали им другие представители литературного мира. Она искренне сочувствует эмигрантам, понимая, что ассимилироваться в новой среде им будет не просто - «полынью пахнет хлеб чужой».

В произведении она наглядно демонстрирует, что и тем, кто остался, приходится не сладко. Им выпало выстаивать под градом ударов судьбы.

Ахматова осознает, что подобное положение в обществе является трагедией целого поколения с чередой сломанных судеб и оборванных жизней.

Структурный анализ

Стихотворение состоит из четырех строф, сложенных ямбом. Рифма в них перекрестная.

При построении композиции произведения поэтесса использует антитезу. Она резко обозначает границы тех, кто остался, и тех, кто уехал за границу. Она описывает последующую участь каждой группы, выражая и свое отношение к ним. Художественная выразительность произведения относительно скромная. Ахматовой применяются метафоры, оксюморон, и используется неологизм. Также в одном стихотворении ею успешно сочетается лексика высокого плана и бытовые выражения.

Также употребляет Ахматова эпитеты, но они скромны и сдержаны. Нерв и надрыв в произведении создают средства аллитерации. Побор слов с рычащими и жужжащими звуками вначале стиха создает ощущение шума, гама и общей тревожности, которые в последующих строфах поддерживаются жужжащими звуками. В конце произведения слышен четкий звон и призывающий набат, образованный звуком «з».

Вывод

«Не с теми я, кто бросил землю» - это произведение, в котором Ахматова обнажает чувства своей героини и переживания, связанные не столько с личными драмами, сколько с участью своей страны и народа. Произведение ценно тем, что наглядно показывает трагедию эпохи и неподдельную любовь к Родине. Эта тема актуальна и по сей день.

Анна Андреевна Ахматова

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей безслёзней,
Надменнее и проще нас.

После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором - остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода и предстоящих репрессий. У Ахматовой также была возможность вместе с сыном уехать за границу. Сразу после революции во Франции оказался ее супруг, поэт Николай Гумилев, и, воспользовавшись этим, Ахматова могла беспрепятственно уехать.

Николай Гумилёв

Но она отказалась от такой возможности, хотя и предполагала, что отныне жизнь в мятежной России обещает превратиться в настоящий кошмар. Вплоть до начала массовых репрессий поэтессе неоднократно предлагали покинуть страну, но каждый раз она отказывалась от столь заманчивой перспективы. В 1922 году, когда стало ясно, что границы закрыты, а внутри страны начались гонения на неугодных власти людей, Ахматова пишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», исполненное патриотизма.

Действительно, эта поэтесса неоднократно признавалась, что не представляет своей жизни вдали от родины. Именно по этой причине она поставила на кон собственную литературную карьеру и даже жизнь ради возможности остаться в любимом Петербурге. Даже во время блокады она ни разу не пожалела о своем решении, хотя балансировала между жизнью и смертью. Что же касается самого стихотворения, то оно появилось на свет после того, как поэтесса пережила личную драму, связанную с арестом и расстрелом ее бывшего супруга Николая Гумилева.

Последнее фото Николая Гумилёва без ретуши

Но даже этот факт не остановил Ахматову, которая не хотела становиться предательницей родины, считая, что это единственное, чего никто не сможет у нее отнять.

Поэтесса не питает иллюзий по поводу новой власти, отмечая: «Их грубой лести я не внемлю, им песен я своих не дам». То есть, оставаясь в СССР, Ахматова осознанно выбирает путь оппозиции и отказывается писать стихи, которые бы восхваляли построение нового общества. При этом автор с огромным сочувствием относится к эмигрантам, которые проявили малодушие и вынуждены были уехать из России. Обращаясь к ним, поэтесса отмечает: «темна дорога твоя, странник, полынью пахнет хлеб чужой». Ахматова прекрасно осознает, что на родине ее поджидает гораздо больше опасностей и невзгод, чем в чужом краю. Но принятое решение позволяет ей с гордостью заявить: «Мы не единого удара не отклонили от себя». Поэтесса предвидит, что пройдут годы, и события начала 20 века получат объективную историческую оценку. Каждому воздастся по заслугам, и в этом Ахматова не сомневается . Но ей не хочется ждать, пока время расставит все по своим местам. Поэтому она выносит вердикт всем тем, кто не предал Россию и разделил ее судьбу: «Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас». Действительно, испытания заставили вчерашних аристократов стать более жесткими и даже жестокими. Но никому не удалось сломить их дух, их гордыню. А та простота, о которой говорит поэтесса, связана с новыми условиями жизни, когда быть богатым становится не просто зазорно, но и опасно для жизни.

«Не с теми я, кто бросил землю…» Анна Ахматова

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью па?хнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей безслёзней,
Надменнее и проще нас.

Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…»

После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором – остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода и предстоящих репрессий. У Ахматовой также была возможность вместе с сыном уехать за границу. Сразу после революции во Франции оказался ее супруг, поэт Николай Гумилев, и, воспользовавшись этим, Ахматова могла беспрепятственно уехать. Но она отказалась от такой возможности, хотя и предполагала, что отныне жизнь в мятежной России обещает превратиться в настоящий кошмар. Вплоть до начала массовых репрессий поэтессе неоднократно предлагали покинуть страну, но каждый раз она отказывалась от столь заманчивой перспективы. В 1922 году, когда стало ясно, что границы закрыты, а внутри страны начались гонения на неугодных власти людей, Ахматова пишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», исполненное патриотизма.

Действительно, эта поэтесса неоднократно признавалась, что не представляет своей жизни вдали от родины. Именно по этой причине она поставила на кон собственную литературную карьеру и даже жизнь ради возможности остаться в любимом Петербурге. Даже во время блокады она ни разу не пожалела о своем решении, хотя балансировала между жизнью и смертью. Что же касается самого стихотворения, то оно появилось на свет после того, как поэтесса пережила личную драму, связанную с арестом и расстрелом ее бывшего супруга Николая Гумилева. Но даже этот факт не остановил Ахматову, которая не хотела становиться предательницей родины, считая, что это единственное, чего никто не сможет у нее отнять.

Поэтесса не питает иллюзий по поводу новой власти, отмечая: «Их грубой лести я не внемлю, им песен я своих не дам». То есть, оставаясь в СССР, Ахматова осознанно выбирает путь оппозиции и отказывается писать стихи, которые бы восхваляли построение нового общества. При этом автор с огромным сочувствием относится к эмигрантам, которые проявили малодушие и вынуждены были уехать из России. Обращаясь к ним, поэтесса отмечает: «темна дорога твоя, странник, полынью пахнет хлеб чужой». Ахматова прекрасно осознает, что на родине ее поджидает гораздо больше опасностей и невзгод, чем в чужом краю. Но принятое решение позволяет ей с гордостью заявить: «Мы не единого удара не отклонили от себя». Поэтесса предвидит, что пройдут годы, и события начала 20 века получат объективную историческую оценку. Каждому воздастся по заслугам, и в этом Ахматова не сомневается . Но ей не хочется ждать, пока время расставит все по своим местам. Поэтому она выносит вердикт всем тем, кто не предал Россию и разделил ее судьбу: «Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас». Действительно, испытания заставили вчерашних аристократов стать более жесткими и даже жестокими. Но никому не удалось сломить их дух, их гордыню. А та простота, о которой говорит поэтесса, связана с новыми условиями жизни, когда быть богатым становится не просто зазорно, но и опасно для жизни.

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной,
Темна твоя дорога странник, Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя,
Мы не единого удара Не отклонили от себя.

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия - Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления - царскосельские, - писала она в позднейшей автобиографической заметке, - зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"". В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 - 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 - 1910 гг. - на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение "На руке его много блестящих колец..." в издававшемся им в Париже журнале "Сириус". На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока.
В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.). Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России".

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба - 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: "Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи".

С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг", а два следующих - в 1960-е годы ("Стихотворения", 1961; "Бег времени", 1965).

Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы "поэт и власть". В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения.

В трагические 1930 - 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя". Произведения Ахматовой этого периода - поэма "Реквием" (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо". "Отсюда, - замечал критик, - выход в историю, в жизнь народа, отсюда - особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела..." Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе... Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово" уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные" образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения - "Поэмы без героя" (1940 - 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.

Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", в 1965 г. - обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

5 марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

Уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл "Реквием", написанный в 1935 - 1943 (дополнен 1957 - 1961).

С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание. Страшная картина нарисована уже в самом начале стихотворения. Далее, поэтесса говорит о тех предателях, что им она не отдаст свои песни, то есть не будет сочинять стихов, которые выразили бы какую-то их идею. Ведь даже предательство Родины можно было бы оправдать красивыми словами. И Ахматова не слушает грубую лесть, хотя, понятно, что они пытаются талантливую поэтессу заманить на свою сторону.

Речь, конечно, о революционных событиях в России. Когда кто-то согласился с Советами, перешел на сторону красных большевиков.

Во второй строфе говорится о тех, кто остался с другой «белой» стороны. Здесь речь об иммигрантах, об интеллигенции, которым сочувствовала Ахматова. Конечно, судьба изгнанника незавидна. Его сравнивает поэтесса с заключенным, с больным, странником. Для описания его пути используется эпитет «темный», а его хлеб вдруг горько пахнет полынью.

Но вот автор говорит о себе и таких, как она. Они не предатели, но и не изгнанники. Они остались в чаду, сравнение которое показывает адский огонь гражданской войны. Слова о погубленном остатке юности намекают на то, что сподвижники Ахматовой уже не юноши, но ещё и не совсем взрослые люди, но беспечности они предпочли борьбу. Так они не отклонили ни одного удара, то есть не испугались.

В последней строфе Ахматова говорит, что позже их оценят – каждый их час. Сразу героев настоящих не видно… И в самом финале строки, которые станут эпиграфом к стихотворению «Родная земля». Строки о бесслезных людях. И контраст в конце: надменные и простые одновременно они. Надменны, видимо, они во всем трусам и предателям.

Это стихотворение об избранности и героизме.

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… Ахматовой

Стихотворения поэтессы Ахматовой Анны многих людей просто покорили, ведь ее произведения написаны от души. Свои мысли она показывала в своих же простых, но даже в какой-то степени – сложных стихотворениях.

Именно это стихотворения Ахматова написала в тот сложный моменты, когда ей нужно было решаться, что выбрать – спасение, но подлость для своей души, или же – быть верной самой себе, но вместе с тем – это опасно. Вот такие размышления были в тот момент у поэтессы в голове.

И дело было в том, что была революция. И когда она прошла, можно было уезжать из России, которая была разграбленной и разрушенной, так как в тот момент там было особенно трудно жить и существовать. Именно потому большинство людей собирались и уезжали.

Но Анна Ахматова сделала свой выбор, ее совесть осталась чиста. Она осталась вместе со своим сыном в России. Она не боялась репрессий и голода, она была сильной женщиной.

Это стихотворение считается критиками – патриотичным. Ведь в своих первых строках стихотворения поэтесса пишет о том, что она не с теми, кто предал, таким образом, свою страну. К тому же, Ахматова не представляла себя вне своей страны. Так как всегда любила и уважала родину. Поэтесса даже поставил на кон – свою карьеру. И даже когда была блокада, поэтесса ни разу за то время не пожалела о своем решении. Но самое большое огорчение и трагическое событие заставили написать женщину это стихотворение. Так как вскоре ее мужа, Николая Гумилева, расстреляли, после того, как арестовали. Но, как ни странно, Ахматову даже это не остановило. Она все равно не стала предательницей родины.

Также, поэтесса пишет о том, что не признает новой власти, так как их лесть – настолько груба, что это явно видно и настолько фальшиво, что становиться просто грубостью. К тому же, Ахматова отмечает, подчеркивая, что никогда не получат они ее произведения, которые она писала от души своей. Получается так, что Ахматова отказывается от предложения писать стихи, которые восхваляли бы новое правительство. Так как для нее – это малодушие и ложь.

В стихотворение идет речь о тех людях, которые оказались трусами и уехали за границу. Автор пишет о своей жалости к ним, и выражает мысль, что они пошли не той дорогой. Ахматова не боится, она пишет, гордясь, о том, что ни единый удар не был отклонен. В стихотворении Ахматова выражает уверенность, что каждому воздастся по заслугам.

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков

    Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.

  • В раннем творчестве Есенина написано достаточно большим количеством произведений, которые были посвящены неописуемой красоте окружающей природы. Это не вызывает не малейшего удивления так, как его юношеские годы прошли в селе

  • Анализ стихотворения Снежинка Бальмонта

    Вся легкость и жизнь сконцентрированы в произведении поэта «Снежинка». Автор написал его в 1903 году.

  • Анализ стихотворения Фантазия Фета

    Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».

  • Анализ стихотворений Мандельштама

    Анализ произведений Мандельштама