Правонарушитель преступник с социальными отклонениями в поведении. Отклоняющееся поведение и его типы




Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-1.jpg" alt=">ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ">

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-2.jpg" alt="> Сущность социального отклонения n Термин «девиация» (лат. deviacia – отклонение) означает"> Сущность социального отклонения n Термин «девиация» (лат. deviacia – отклонение) означает отличное от нормы поведения человека или социальной группы. n Социологи по-разному объясняют сущность девиантного поведения. Биологическое объяснение n Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек» , 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-3.jpg" alt=">n Чезаре Ломброзо считал, что так называемый «криминальный тип» есть результат возвращения к более"> n Чезаре Ломброзо считал, что так называемый «криминальный тип» есть результат возвращения к более ранним стадиям филогенеза человека. n Этот тип отличается такими атавистическими чертами, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженная чувствительность. Ч. Лоброзо выделил четыре типа: 1. прирожденный преступник 2. душевнобольной преступник 3. преступник по страсти 4. случайный преступник

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-4.jpg" alt=">n Прирожденный преступник имеет врожденные анатомические и физиологические признаки, а также патологические личностные"> n Прирожденный преступник имеет врожденные анатомические и физиологические признаки, а также патологические личностные особенности: отсутствие раскаяния и угрызений совести, склонность к предательству, цинизм, тщеславие, мстительность, жестокость, леность, любовь к оргиям и азартным играм. Совершает преступления сознательно, обдуманно, действует уверенно. n Душевнобольной преступник нарушает закон бессознательно в результате психической болезни. n Преступник по страсти обладает неуравновешенным характером и совершает преступления необдуманно, в состоянии аффекта. n Случайный преступник нарушает закон в результате стечения обстоятельств, действует необдуманно, ситуативно.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-5.jpg" alt=">n С позиции биологического подхода исследовал криминальное поведение американский социальный психолог и врач"> n С позиции биологического подхода исследовал криминальное поведение американский социальный психолог и врач Вильям Шелдон (середина XX в.). n Работая в центре реабилитации малолетних преступников, он исследовал более 200 юношей и сопоставил виды физической конституции (строения тела), их темпераменты и виды совершенных ими преступлений. n Если Ч. Ломброзо сравнивал филогенетические черты разных периодов человеческой эволюции, то В. Шелдон сопоставил строение тела и поведение преступников по аналогии с собаками: каждой породе, предназначенной для выполнения определенных служебных функций, соответствует определенное строение тела.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-6.jpg" alt=">В. Шелдон выделил три типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и"> В. Шелдон выделил три типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и психологическими характеристиками. n Эктоморф (греч. экто – вне, снаружи; греч. морф – форма) – имеет тонкое хрупкое тело, чрезвычайно чувствителен, нервозен, склонен к самоанализу. К нарушению закона не склонен, преступником может стать случайно. n Эндоморф (греч. эндо – внутри) – имеет умеренно полное, мягкое, округлое тело, общителен, умеет ладить с людьми, потворствует своим желаниям. Преступником может стать в результате стечения обстоятельств. n Мезоморф (греч. мезо – средний, промежуточный) – имеет сильное мускулистое тело, порог чувствительности снижен, активен, беспокоен. Этот тип наиболее склонен к криминальному поведению.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-7.jpg" alt=">n Однако дальнейшие обследования преступников не подтвердили выводов сторонников биологического объяснения девиации. "> n Однако дальнейшие обследования преступников не подтвердили выводов сторонников биологического объяснения девиации. n Российский паталогоанатом Д. Н. Зернов на основании проверочного исследования (1901) пришел к выводу, что прирожденных преступников не существует. Он отметил признаки дегенерации у определенного количества преступников, но эти признаки примерно в такой же пропорции встречаются и у непреступников. n Сегодня большинство социологов не сомневается, что не существует фатальной предрасположенности лиц с физиологическими и психологическими аномалиями к совершению преступлений, однако при наличии ведущего фактора девиации – нравственной невоспитанности – эти аномалии могут выступать катализатором в механизме преступного поведения.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-8.jpg" alt="> Психологическое объяснение n Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение"> Психологическое объяснение n Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона могут стать результатом психологического состояния девианта. n Зигмунд Фрейд в своем психоанализе преступного поведения большую роль отводил семье и условиям детства преступника. Нормальные условия воспитания дают баланс трех подструктур личности («Оно» , «Я» , «супер-Я»). Психические травмы в детстве нарушают этот баланс и способствуют выходу агрессивных и антисоциальных импульсов. Неправильное воспитание, не позволившее развиться «супер-Я» , ведет к преобладанию «Оно» , которое постоянно требует немедленного удовлетворения своих желаний.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-9.jpg" alt=">n Современные социальные психологи, объясняя девиантное поведение, уделяют внимание таким проблемам, как ролевая"> n Современные социальные психологи, объясняя девиантное поведение, уделяют внимание таким проблемам, как ролевая диффузия – дисбаланс обретенного чувства «Я» и неспособность в полной мере играть соответствующую роль в обществе, а также кризису идентичности – оценке внутренних ценностей и переоценке своей роли. Социологическое объяснение n С точки зрения этого подхода, девиантное поведение формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-10.jpg" alt=">n Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Эмиль Дюркгейм, создавший теорию аномии (1897). "> n Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Эмиль Дюркгейм, создавший теорию аномии (1897). n Аномия по Дюркгейму – это безнормность, отсутствие регуляторов поведения, это состояние социальной дезорганизации, когда социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, текучими, противоречивыми. Например, когда происходит быстрая смена социальных норм (революция, урбанизация). n В этой ситуации люди дезориентируются, так как старые нормы скомпрометированы, отринуты, а новые далеко еще не всем известны, не осознаны, не приняты и не испытаны на практике.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-11.jpg" alt=">n Роберт Мертон развивал теорию аномии Дюркгейма. n Он считал причиной девиантного поведения"> n Роберт Мертон развивал теорию аномии Дюркгейма. n Он считал причиной девиантного поведения разрыв между ценностями, диктуемыми людям обществом, и социально одобряемыми средствами их достижения. n В результате этого разрыва нарушается равновесие между жизненными целями людей (например, в Америке это общественное признание, успех, богатство) и допустимыми средствами их достижения. Появляются люди-девианты, прокладывающие путь к цели не одобренными обществом средствами. Р. Мертон видел пять видов девиантов (1957): 1. Инноватор. Ценности общества признаются и жизненная цель принимается, но так как законными средствами цели не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор – это преступник.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-12.jpg" alt=">2. Ритуалист. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни отвергаются, а законные методы и"> 2. Ритуалист. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни отвергаются, а законные методы и средства признаются. В результате девиации перед нами портрет ревностного бюрократа или неудачливого бизнесмена или педанта-преподавателя, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели. 3. Ретреат (отступник). Этот тип отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик). 4. Бунтарь. Он не только отвергает ценности, цели и средства этого несовершенного мира, но и хочет заменить его своими идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал. 5. Конформист. Такой тип считает необходимым приспособиться к господствующим социальным ценностям, вписаться в систему социальных норм, выбрать в жизни цель «как у всех» , пользоваться только одобряемыми обществом средствами, постепенно и последовательно добиваться поставленной цели. Перед нами типичный представитель эпохи, единственный не девиант среди пяти представленных типов, олицетворяющий подавляющее большинство людей в каждом обществе.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-13.jpg" alt=">n Американский социолог Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации, или наклеивания ярлыков (греч. "> n Американский социолог Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации, или наклеивания ярлыков (греч. стигма – клеймо, метка для раба или преступника). n В книге «Аутсайдеры» (1963) он отрицает психологические и психиатрические модели девиантного поведения, объявляющие девианта «больным» . n Он считал, что девиация обусловлена способностью наиболее влиятельных групп общества (законодателей, судей, врачей и др.) навязывать остальным социальным группам определенные стандарты поведения. n Отсюда он делает вывод, что девиация – это не качество поведения, поступка человека, а скорее результат соотнесения его с господствующими социальными нормами, отношения к нему влиятельных кругов.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-14.jpg" alt=">n Большинство людей нарушают какие-либо социальные нормы. Например, правила дорожного движения при переходе"> n Большинство людей нарушают какие-либо социальные нормы. Например, правила дорожного движения при переходе улицы или сон на лекциях, подсматривание на экзаменах. Но их не считают девиантами. Социологи называют такое поведение «первичной девиацией» . n Но привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии ставят на человеке стигму, ярлык девианта. Это уже «вторичная девиация» , после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом. n Вторичной девиации способствуют не только официальные лица (начальник, милиция). Беккер подчеркивал роль так называемых «борцов за нравственность» , организующих «крестовые походы» . n Если они побеждают, создаются новые ценности и нормы и появляются новые девианты, часто коллективные формы девиации. n В качестве примера могут служить XVIII поправка к конституции США и закон о запрете продажи спиртного.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-15.jpg" alt=">n Представители некоторых профессией, окончательно определяющие, девиант ли тот или иной члеовек,"> n Представители некоторых профессией, окончательно определяющие, девиант ли тот или иной члеовек, несут особую ответственность перед обществом. В связи с этим повышается, скажем, ответственность врача за признание того или иного человека девиантом. n Так, американский социолог Л. Розенхена провел исследование (1973). В ходе задуманного эксперимента он пожаловался, что его «преследуют какие-то голоса» и был здоровым положен в клинику. На втором этапе эксперимента он сообщил психиатрам, что в больницу могут поступить другие псевдобольные. В результате из 193 больных 41 был признан «нормальным» .

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-16.jpg" alt=">Девиацию можно рассматривать как социальный процесс. Тогда, по мнению Нейла Смелзера (1988),"> Девиацию можно рассматривать как социальный процесс. Тогда, по мнению Нейла Смелзера (1988), в нем следует выделять следующие стадии: n создание норм, n совершение девиантного поступка, n признание человека девиантом (вторичная девиация), n стигматизация и ее следствия, n коллективные формы девиации.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-17.jpg" alt="> Виды девиантного поведения и степень их распространенности в обществе n"> Виды девиантного поведения и степень их распространенности в обществе n Преступность Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов. Преступниками считаются лица, осужденные судом. В этом случае судьи выполняют функцию стигматизации, т. е. накладывают своеобразное государственное «клеймо» на человека, объявляя его преступником. Иногда социологи выделяют в девиантном делинквент-ное поведение, понимая под последним преступность. n Преступность без жертв Формой девиации, не связанной с тяжкими преступлениями, является так называемая преступность без жертв. Это такие виды преступлений, как проституция, наркомания, азартные игры. Несмотря на то, что общество относится к ним более терпимо, чем к тяжким преступлениям, социологи ищут возможности по их ограничению и сокращению. Ведь с проблемой проституции, например, тесно связаны такие социальные вопросы, как здоровье нации, общественный порядок, социальная и молодежная политика, гендерные отношения и др.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-18.jpg" alt=">n Самоубийство (суицид) – это вид девиантного поведения, заключающийся в умышленном лишении"> n Самоубийство (суицид) – это вид девиантного поведения, заключающийся в умышленном лишении себя жизни. Это осознанное прекращение своей жизни, поэтому не признается суицидом лишение себя жизни невменяемыми и детьми в возрасте до 5 лет. Под самоубийством понимают как индивидуальное действие, т. е. суицид конкретного человека, так и статистически устойчивое социальное явление, имеющее место в жизни определенного общества. Социология имеет дело со вторым аспектом самоубийства.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-19.jpg" alt="> Психические отклонения n Психические расстройства как девиации имеют различную природу. К"> Психические отклонения n Психические расстройства как девиации имеют различную природу. К эндогенным, т. е. обусловленным внутренними факторами конкретного индивида (наследственность, атрофия человеческого мозга, старость и др.), относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, болезнь Паркинсона, эпилепсия. n К экзогенным, т. е. вызванным внешними факторами, воздействием окружающей среды, относят различные симптоматические и интоксикационные психозы, психогении (психозы, вызванные психической травмой, алкоголем, наркотиками или патологическим развитием личности). n Вне зависимости от того, вызвана девиация эндогенными или экзогенными факторами, она проявляется в социальном, т. е. направленном на общество, поведении личности.

Src="http://present5.com/presentation/3/17709284_26027892.pdf-img/17709284_26027892.pdf-20.jpg" alt=">n Существуют и другие виды девиантного поведения, менее опасные для окружающих: бродяжничество,"> n Существуют и другие виды девиантного поведения, менее опасные для окружающих: бродяжничество, бомжевание; агрессивное поведение (не вызванное психической болезнью), выражающееся в грубости, непристойных выражениях, скрытых или открытых угрозах; деконструктивное поведение или вандализм (поджигание урн, дверей, поломка ограждений, деревьев, кустов, скамеек, лифтов, вытаптывание газонов, разрисовка стен и т. д.); сексуальные девиации и др. n Существуют и групповые девиации, которые охватывают сразу многих представителей определенной социальной группы.

5.8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Социальное поведение
Поведение человека есть результат взаимодействия его внутренней природы и процесса социализации, в качестве составных элементов которого выступают другие индивиды. Следовательно, можно сказать, что в социальном поведении человека проявляются генетические и биологические особенности, а также то, что он освоил в процессе воспитания и своего жизненного опыта.
Поведение можно определять как реакцию человека не внутренние и внешние "раздражители", в числе которых могут быть как другие индивиды, так и различная опосредованная информация, затрагивающая интересы человека. Поведение может быть как осмысленным, так и инстинктивным, когда мы, например, оглядываемся на звук шагов идущего за нами человека. Для того чтобы выделить собственно социальный, сознательный фактор поведения, в социологии принято разделять понятия социального поведения и социального действия. Под последним подразумевается определенная, осмысленная система поступков, средств и методов, при помощи которых лицо или группа намереваются изменить поведение, установки или мнения других лиц. Отсюда большое значение приобретает категория социальной установки как формирование ориентации индивида на те или иные типы деятельности. Так как наши социальные действия направлены на изменение чужих установок и поведения, то они ведут к удовлетворению определенных потребностей, интересов или стремлений человека. Однако для общества небезразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется человек (группа, общность), чтобы достичь своих целей.
Важными детерминантами уровня дозволенного, так сказать, санкционированного обществом поведения являются социальные нормы, закрепленные в культуре, образе жизни общества, общности, групп и индивидов; отклонения от них мы рассматриваем как патологию.
Основным социальным институтом, способствующим соблюдению социальных норм, является социальный контроль. В его систему входят все способы реакции общественного мнения на те или иные конкретные действия человека, все средства общественного давления для того, чтобы поставить его поведение в определенные социальные рамки, наконец, все виды прямой и обратной связи между личностью и обществом (или институтом, организациями, выступающими от его имени) — от визуального наблюдения до профилактических социальных мер и самого процесса воспитания. В периоды социальной стабильности общества система социального контроля успешно справляется с возникающей дезорганизацией нормативного поведения людей, т.е. социальная патология не превышает определенной нормы. Однако в периоды революционных преобразований общества и утраты идеалов и ценностей большей частью населения система социального контроля в обществе не справляется с нарастающей дезорганизацией и социальной патологией, что приводит к социальному кризису или распаду социальной системы.
Норма и патология
С понятием нормы мы уже знакомы. В широком смысле оно означает правило, руководящее начало. Однако не все правила могут рассматриваться как социальные нормы, а только такие, которые регулируют общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом. В этом поведении проявляется социальная сущность индивида, отражающая общественное бытие и предъявляемые обществом (или другими группами) требования к поведению личности или социальной группы.
Источниками поддержания нормативного поведения, по мнению русского юриста социолога Л.И. Петражицкого (18671931), могут быть: — "социальный инстинкт", с которым связана наклонность человека следовать без раздумья некоторым общим правилам действия;
— "позитивное моральное расположение" — чувство долга;
— боязнь внешнего принуждения, наказания;
— напоминание о божественной власти.
Все эти факторы действуют тогда, когда эффективны социальный контроль и законы, система воспитания, формирующая у людей чувства долга, и члены общества обладают высоким уровнем религиозности. Если действие указанных факторов ослабевает, в обществе возрастает число лиц, поведение которых не соответствует социальным или даже правовым нормам. Личность, нарушающая норму, обязательно должна подвергаться тому или иному типу социального наказания, так как безнаказанность продуцирует дальнейший рост социальных отклонений. В этом случае мы вправе говорить об отклоняющемся поведении. Последнее может принимать различные формы социальной опасности. В связи с этим наряду с моральным осуждением (санкциями) в обществе появились правовые нормы и институты принуждения: суд, тюрьма и др.
Таким образом, правовые нормы возникли в результате потребности общества сдерживать распространение отклоняющихся форм поведения, особенно опасного для других людей. Следовательно, они направлены на то, чтобы внедрить в социальную систему не только элементы согласия, но и порядка, что поддерживает состояние "нормального общества".
По мнению известного российского ученого В.Н. Кудрявцева, такое общество отличается высокой жизнеспособностью, гибкостью, адаптивностью к изменяющимся условиям. Оно характеризуется целостностью, устойчивостью общественных систем, постоянным импульсом к развитию, открытостью, плюрализмом, восприимчивостью и управляемостью в его социальной стратификации и мобильности.
Что касается проблемы "девиации", под которой понимают любого рода отклонения от действующих в обществе норм (как нравственных, так и правовых), то она может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Например, героизм и самопожертвование мы можем оценивать как поведение, отклоняющееся от обыденной нравственной жизни, поскольку оно не предписано социальными нормами и выступает как личная позиция индивида. Так как в обществе всегда существуют люди, нарушающие не только нравственные, но и правовые устои, возникает необходимость применять к ним различного рода санкции. Ученые утверждают, что нормально развивающееся общество состоит примерно на 10-12% из "героев" и на эти же 10-12% из "нарушителей".
Наиболее целостный взгляд на проблему отклонений дается в работах Р. Мертона, в концепции аномии, под которой он понимал ситуацию, когда конкретное лицо проявляет недостаточное уважение к основным социальным нормам данной социальной системы или стремится усмотреть в этих нормах определенную утрату их обязательности для него самого . Следовательно, аномия не означает отсутствие норм, а лишь констатирует, что тот или иной субъект относится к социальным нормам негативно или равнодушно. То, что основным структурным элементом концепции аномии является конфликт норм и понимания индивида, позволяет нам подчеркнуть характер разрешения данного противоречия в социальном взаимодействии.
При оценке отклоняющегося поведения существует две концепции: относительная и абсолютная. Сторонники первой считают, что нравственные и даже некоторые правовые нормы могут анализироваться только в связи с конкретным обществом, его социальной организацией и культурой. То, что будет нормой для дикаря, не может быть таковой для цивилизованного человека. Сторонники абсолютной позиции утверждают, что должны быть найдены и зафиксированы общечеловеческие нравственные ценности и нормы.
Крайней формой социальных отклонений является преступное поведение.
Социологические подходы к объяснению преступности
Основной аспект социологического изучения отклоняющегося поведения — поиски причин преступности как крайней формы социальных отклонений. Наиболее видными последователями этого направления являются Р. Мертон и Э. Дюркгейм. Ученые считают причинами социальных отклонений противоречия между ценностями и социокультурными нормами, господствующими в обществе, а также между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.
В свете такой постановки проблемы рассматривается и возникновение девиантного (отклоняющегося) поведения, проявляющегося как кризис между интересами и потребностями человека и невозможностью (по его мнению) их реализовать никакими другими путями, кроме отклоняющихся от нравственных и правовых норм.
Изучение причин преступности имеет своей основой определение понятий "преступление" и "преступник". Эти понятия — предмет традиционной криминологии и сформулированы правоведением. Однако мы не сможем осуществлять эмпирические исследования преступности, если не будем иметь какую-либо основу для разграничения преступного поведения от иных видов отклоняющегося поведения, а преступников от других лиц. чтобы не путать эти явления в наших наблюдениях.
Точное и наименее двусмысленное определение преступления — это то, согласно которому преступным признается поведение, запрещенное уголовным кодексом. Различие уголовных кодексов разных стран позволяет нам утверждать их относительную, субъективную интерпретацию преступности. Однако Э. Дюркгейм считает, что преступность как социальное явление свойственна любым человеческим сообществам и имеет естественную природу. Поэтому не существует обществ, не сталкивающихся с этой проблемой. В своей работе "Правила социологического метода" (I950) он отмечает, что если преступность достигает характерного для общества определенного типа уровня, но не превышает его, то это является нормальным явлением. Преступления и другие социальные болезни коренятся в конкретных общественных условиях. Отрицательные последствия преступлений нейтрализуются обществом через наказания, и фактически преступность не приносит большого вреда обществу как таковому: социальный организм продолжает существовать и функционировать. Дюркгейм считал, что норма и патология не могут быть определены абстрактно и абсолютно вне общественного лица. Хотя Дюркгейму не удалось полностью обосновать понимание нормального, важно подчеркнуть сформулированный им принцип соответствия этого явления социальным условиям общественной жизни. Поэтому в условиях переходного периода, каким он считал современное общество, критерий нормального как общего неприменим. Во время бурных социальных перемен изменяются условия функционирования общества, следовательно, изменяются и следствия, т.е. нормальные или патологические социальные явления . Главная ценность социологической теории Дюркгейма состоит в том, что он представлял социальную среду (условия) как фактор, детерминирующий и нормальные и патологические явления.
Не менее авторитетной концепцией отклоняющегося поведения является теория дифференцированной связи известного западного юриста Э. Сатерланда. Он считал, что преступное или делинквентное поведение связано с усвоением, во-первых, технических приемов совершения преступлений и, во-вторых, мотивов, побуждений, рациональных объяснений и установок, благоприятствующих нарушению закона. Наиболее плодотворна в этой концепции идея делинквентной субкультуры, которая дает соответствующую патологическую) социализацию человеку, находящемуся в этой среде.
Основной характеристикой делинквентной субкультуры является система ценностей, противоположных ценностям законопослушного, респектабельного общества. Мир делинквентности — это мир тех, кто подчиняется своим законам, и его социальные нормы составляют силу, направленную против существующего социального порядка. В отличие от Э.Дюркгейма Э.Коэн не принимает делинквентную культуру как нечто данное, естественное, а напротив, считает, что функции делинквентных ценностей являются способом разрешения социальных проблем, стоящих перед подростками. Коэн рассматривает процесс развития делинквентной культуры как создание, поддержание и укрепление кодекса норм поведения, существующих по принципу противоположности и отрицания господствующих ценностей — и особенно ценностей среднего класса .
Итак, делинквентное поведение — явление, вызванное наличием системы ценностей и норм, отклоняющихся от доминирующих в обществе, при этом индивид, воспринимавший делинквентную культуру, определяет свое поведение как правильное. При всем различии двух социологических концепций отклоняющегося поведения (Дюркгейма — Са- терланда и Коэна) они имеют нечто общее — внешнюю опо- средованность возникновения и существования социальных отклонений. Это значит, что ведущим фактором воспроизводства преступности в обществе являются все те же общественные отношения, а точнее говоря, их несовершенство. Последнее связано с тем, что социальное поведение человека детерминируется огромным количеством факторов, контролировать и корректировать которые на сегодняшний день не способна ни одна социальная система. Социальноэкономическое несовершенство систем, стимулирующее общественное неравенство, приводит к обострению и увеличению количества конфликтов между обществом и личностью, что также увеличивает шансы возникновения делинквентного поведения.
Биологическое направление в объяснениях природы преступлений
В 1897 году психиатр, криминалист, антрополог Ч. Ломброзо (1835-1909) выступил в печати со своей теорией "прирожденного преступника". В числе основных факторов, ведущих начало от биологии субъекта, выдвигались атавизм, дегенерация, эпилепсия, которые он определял понятием "умственная неполноценность". Эта теория была воспринята научной общественностью неоднозначно. Особенно критически к ней отнесся марксизм, отрицающий какую-либо биологическую детерминированность преступного поведения. Вместе с тем данные психиатрических и криминологических исследований преступного поведения, проявляющегося в раннем детстве, свидетельствуют о том, что в социальной среде усваивается, скорее всего, не преступное, а нормальное поведение.
Психологические исследования показывают, что в ранних попытках самовыражения и формирования собственного "Я" не обладающий навыками социального поведения, невоспитанный и необученный ребенок прибегает ко лжи, хитрости, уверткам, гневу, ненависти, воровству, агрессии, насилию и другим формам асоциального поведения. Изменение поведения ребенка, связанное с утверждением социальных норм общежития, альтруизмом, воздержанностью от насилия как раз и является результатом воспитания, социализации, в процессе которой ребенок осознает, что получить одобрение взрослых можно лишь в том случае, если поведение будет соответствовать общепринятым социальным нормам.
Таким образом, можно утверждать, что формирование законопослушной личности связано с эффективностью процесса социализация и воспитания.
Однако односторонняя негативная оценка биологической концепции также весьма опасна. Исследования, проведенные российскими социологами и криминологами, в частности М.В. Лупандиным и В.Н. Кудрявцевым, доказывают, что умственная отсталость, имеющая, в том числе и наследственные истоки, характерна в тех или иных формах почти для одной трети лиц, совершивших различные, особенно связанные с насилием над личностью, преступления.
Дальнейшее развитие биологическое направление получило в трудах современных американских ученых, связывающих отклоняющееся поведение с характером строения тела и объясняющих преступное поведение аномалией половых хромосом. Пока что можно утверждать, что все существующие концепции такого рода находятся на уровне научных гипотез, которые требуют дополнительных изысканий.
Если рассматривать влияние собственно биологических факторов на возникновение преступного поведения, то речь может идти лишь о лицах, имеющих ярко выраженную патологию, деформирующую способность к объективному восприятию действительности, самоконтролю, самоанализу. Следовательно, врожденная патология биопсихологической системы личности является серьезной объективной предпосылкой формирования преступного поведения индивида.
Психоаналитическая теория мотивации преступного поведения
Психоаналитическая теория мотивации поведения личности связана с именами З.Фрейда, А.Адлера и др. Об этой теории уже говорилось выше, однако для раскрытия данной темы вспомним некоторые основные моменты.
Зигмунд Фрейд строил свою теорию мотивации поведения человека на основе абсолютизации роли сексуальных и агрессивных побуждений. Для обоснования первостепенной роли таких побуждений в поведении человека З.Фрейд использовал огромный эмпирический материал, являющийся результатом его наблюдений. Фрейд вводит понятие "пластичность" мотивов, что подразумевает многообразие путей удовлетворения потребностей. Именно это позволяет придавать мотивации поведения человека более или менее приемлемую форму.
Отличительная черта психоаналитической теории Фрейда заключается в том, что в представлении индивида события не всегда кажутся такими, какими они являются в реальности. Часто они представляются индивидам противоположными этой социальной реальности. Выявить истинные значения событий можно лишь в том случае, если обнаружить, каким образом трансформировались лежащие в их основе сексуальные и агрессивные потребности. Такая трансформация редко бывает полной, а иногда не наступает совсем, поэтому младенческие потребности (например, в агрессивности) принимают форму подсознательного — состояние, которое благоприятствует их фиксации. В этом случае мож
но говорить о так называемой патологической социализации личности. Представления, отодвинутые в подсознание, остаются неизменными и продолжают существование по своим собственным законам, воздействуя на наше сознание и, следовательно, поведение.
Фрейд и его последователи выдвинули ряд концепций, объясняющих, как подсознательные процессы проявляются в сознательном поведении; каким образом их трансформация или маскировка совмещается с сознательными устремлениями; как наиболее сознательные контролирующие системы личности предохраняют себя, защищаются от подсознательных процессов, усмиряют, направляют и ассимилируют их.
Психоаналитическая концепция Фрейда и его последователей представляла агрессивность как врожденное, присущее человеку качество, не снятое в процессе социализации и проявляющееся в виде веления Id ("Оно"), т.е. подсознательного, тогда как в Ego ("Я") должны реализоваться рациональные устремления. Своими выводами психоаналитики подводят весьма основательную научную базу под значение процесса социализации для снятия естественной (врожденной) агрессивности человека, так как в некоторой неблагоприятной ситуации врожденная агрессивность может стать источником преступного поведения.
Личность преступника
Понятие "личность преступника" взаимосвязано с общесоциологическим пониманием личности как социальной сущности человека, проявляющейся в его статусе в системе общественных отношений. Для того чтобы определить понятие "личность преступника", надо уточнить, вероятно, суть категории преступления.
Криминологи отмечают, что до сих пор в определении этого понятия существуют путаница и многозначность. Эта позиция в большей мере представляет собой проявление существующего среди социологов убеждения, что не все срезы антисоциального поведения запрещены правовыми законами, а следовательно, не все являются преступлениями. Отсюда традиционное определение преступления как нарушения закона представляется весьма условным и неточным. К тому же даже правовые законы динамичны и имеют относительный характер, а это в свою очередь препятствует развитию системы научных гипотез, обладающих всеобщей ценностью .
Ряд ученых возражают против данного выше традиционного определения преступления и в связи с тем, что желают выявить и изучить абсолютное и вечное содержание понятия преступления, а не просто нарушение норм статусного или прецедентного права, меняющихся в зависимости от времени и места.
Наконец, в последнее время появляются протесты против ортодоксальных концепций преступности и преступника, которые исходят из самых различных позиций. Общим для них является факт отрицания формально-юридической и произвольной доктрины, согласно которой, лица, осужденные по уголовному закону,— преступники. Такие доктрины усугубляют трудности в определении границ области криминологических исследований.
Таким образом, определенная часть ученых утверждает, что факт нарушения уголовного кодекса представляет собой относительный (искусственный) показатель, а следовательно, не соответствует требованиям науки, так как имеет "случайный" характер и "не возникает органически".
Если считать, что любые виды антисоциального поведения противоречат интересам общества, то возникает вполне определенный вопрос: что представляют собой эти интересы? Какие из них валены настолько, чтобы посягательство на них можно было бы рассматривать как преступное поведение?
Все стандарты общественного поведения, в соответствии с которыми устанавливаются социальные нормы, являются "плодом" исторического развития общества и его институтов, а значит, относительны, изменчивы. Поэтому взаимосвязь общественных интересов и социальных норм будет всегда конкретной, характерной лишь для данного этапа общественного развития.
Однако общество обладает не только законами, но и социальными институтами, которые следят за их исполнением, а при их нарушении наказывают человека. Такими институтами принуждения являются суд и тюрьма. Значит, именно эти институты устанавливают виновность человека перед обществом и определяют характер наказания. От имени этих институтов выступают люди, исполняющие соответствующие социальные роли: судьи, прокурора, следователя и др. Соотношение характера преступления и характера наказания является одной из серьезнейших проблем, которую должна решать не только наука, но и социальная практика. Пока что, при всей научной значимости этой проблемы и различных новаторских концепциях, считается, что преступниками являются люди, признанные таковыми по суду. Такое понятие преступника (а значит, преступного поведения) более близко к социологическому пониманию социального контроля, который также осуществляет санкции по отношению к нарушителям социальных норм.
Личность преступника как разновидность понятия личности включает в себя прежде всего общие признаки последней. Как для социолога, так и для криминолога эти общие признаки важны, поскольку в структуре личности преступника они приобретают особое содержание и значение, становятся так или иначе связанными с антиобщественным поведением человека.
Структуру личности преступника характеризуют также признаки, специфические для подобного человека, определяющие и выражающие его общественную опасность, характер и степень последней. Таким образом, характеристики личности преступника представляют собой структуру качеств, которые в своей совокупности определяют лицо, совершающее то или иное преступление, различные стороны и проявления его общественного существования и жизненной практики. Эти показатели прямо или косвенно связаны с антиобщественным поведением человека, обусловливают или облегчают совершение преступления либо дают возможность понять его причины. При этом структура личности преступника отражает не только разнообразие образующих ее признаков, их роль в этиологии преступного поведения, но в то же время и их взаимосвязь и взаимодействие .
При социологическом анализе преступности представляется важным выделять следующие показатели .
1. Социально-демографические и уголовно-правовые признаки.
2. Социальное поведение в различных сферах общественной жизнедеятельности субъекта.
3. Нравственные свойства субъекта.
4. Психологические особенности субъекта.
К первому блоку относятся: пол, возраст, образование, социальное и семейное положение, род занятий, принадлежность к городскому или сельскому населению, материальное положение, жилищные условия и т.д. Данные признаки характеризуют каждого человека, любую группу людей, все население в целом. Однако взятые в конкретном выражении применительно к людям, совершившим преступление, они указывают на существенные "сдвиги" в характеристике именно этого контингента, т.е. дают социологическую информацию, имеющую важное научное и практическое значение. Информация позволяет проанализировать данные о половом составе преступников, удельном весе различных возрастных категорий, профессиональных группах и построить социальную типологию личности преступника.
Для характеристики преступника большое значение имеют интеллектуальное, эмоциональное и волевое свойства. К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов. Эмоциональные свойства личности — это уравновешенность или подвижность нервных процессов (темперамент), динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, сила и темп реакции на различные раздражители и ситуации, постоянство или изменчивость переживаний и т.д. Волевыми свойствами личности считаются: умение регулировать свое поведение, способность принимать решения и осуществлять их, добиваться намеченной цели.
Показателем нравственного развития личности является направленность ее поведения, отражающаяся в целом в образе жизни человека (группы, общества). Взаимодействие всех указанных сторон структуры личности достаточно отчетливо проявляется в случаях преступного поведения. Различные соотношения показателей позволяют утверждать, что человек может стать преступником как под воздействием неблагоприятных внешних условий (социальной среды), так и в результате внутренних факторов, патологических структур личности, например из-за интеллектуального недоразвития, психической болезни и т.д.
Вопрос о роли приобретенного (социального) и врожденного (биологического) в преступном поведении человека имеет принципиальное научно-практическое значение. Для социолога-исследователя важна констатация факта: в поведении преступника (в период формирования преступного намерения и совершения преступления) чаще всего взаимодействуют две группы личностных факторов: биопсихологиче- ские и социальные, так как мотив преступного поведения представляет собой отражение в сознании человека действительно существующих (или воображаемых) потребностей. Как правило, эти потребности социально обусловлены, средства их удовлетворения всегда избираются человеком в соответствии с его жизненным опытом, установками, ценностными ориентациями.
Классификация преступников
В отечественной юридической литературе вопрос классификации личности преступников рассматривается в основном в связи с задачами наказания и исполнения наказаний, т.е. в уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом аспектах.
Например, известный отечественный юрист-криминалист М.Д. Шаргородский в основу классификации преступников предлагает включить следующую группу показателей:
— физиологические критерии: пол, возраст, болезнь;
— социальные критерии: стойкие рецидивисты, лица, совершающие преступления в первый раз;
— дифференциация преступников в зависимости от характера совершенного преступления: его целей, мотивов, средств и способов действий .
Эта классификация была усовершенствована Н.А. Беляевым, который дополнил ее такими характеристиками, как:
— особо опасные государственные преступники;
— совершившие все иные преступления.
Во второй группе он различает лиц, совершивших умышленные преступления, и тех, кто их совершил по неосторожности. Группу умышленных преступников он предлагает подразделить на корыстных преступников, преступников против личности, хулиганов, некорыстных преступников, совершивших неумышленные преступления .
Особый интерес для социологов представляет следующая социально-психологическая классификация преступников.
1. Глобальный преступный тип, для которого характерна "полная преступная заряженность". К нему относят бандитов, особо опасных рецидивистов и т.д.
2. Парциальный тип, т.е. с "частичной преступной заря- женностью". Эта лица нравственно "раздвоенные", в которых соседствуют черты нормального типа личности и типа личности преступника. Например, люди, систематически совершающие хищения на производстве.
3. Предкриминальный тип характерен для лиц, которым присуща большая эмоциональная возбудимость, недостаточное самообладание и т.д. В конфликтной ситуации они способны на преступление, хулиганство, убийство из ревности и т.д. Следовательно, в зависимости от целей и задач исследования классификация преступников может быть различной. Знание этой классификации необходимо, во-первых, для проведения социологических исследований такого социального явления, как преступность, во-вторых, для осуществления сравнительного анализа эмпирических данных криминологов и социологов.
Социальная коррекция преступного поведения
В настоящее время все большее значение придается такому новому научному направлению социологии, как социальная работа. Подготовка специалистов в данной сфере требует знаний в области не только теории и практики социологии, но и социальной терапии (термин Дж. Морено). В связи с этим знакомство с проблемами коррекции социального поведения является необходимой частью знаний, особенно для тех, кто будет специализироваться по социальной работе.
Преступное поведение, осуждаемое обществом и его социальными институтами, подлежит социальной коррекции. Во-первых, она необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отношения (на разном уровне: от межличностных и групповых до более всеобщих). Во-вторых, такая социальная коррекция позволяет обществу реабилитировать лиц, возвратившихся из заключения, т.е. вернуть им возможность нормального образа жизни.
В зависимости от типа личности преступника существующие законы и суд выбирают меры наказания, которые в различных обществах предусматривают различные виды принуждения. Высшей мерой наказания является смертная казнь, которая признается адекватной преступлению как таковому (безотносительно оценки тяжести и последствий) лишь некоторыми странами.
Тюремные (пенитенциарные) системы в том или ином виде применяются всеми странами без исключения и определяются как места лишения свободы лиц, признанных преступниками по закону. Различные общества имеют разные пенитенциарные системы со своими задачами и целями, которые осуществляют не только социальную, но и психологическую помощь.
Гуманизация общественных отношений, крушение тоталитарных режимов, в том числе в бывших социалистических странах, ведут к поиску новых форм и путей реабилитации лиц, совершивших преступные деяния.
Значительное место в реабилитации и профилактике преступлений отводится социальной работе, она ведется не только с предкриминальными лицами и группами, но и с лицами, уже совершившими преступления. Например, в настоящее время в крупных городах США применяется метод интеграции в делинквентные шайки подростков социальных работников, принимающих непосредственное участие в социализации их отклоняющегося поведения. Социальный работник вступает в контакт с шайкой (в условиях привычной для них среды) и пытается переориентировать деятельность подростков, переводя ее с делинквентной основы на конструктивную. Работа с такими группами требует специальной профессиональной подготовки, например знания "теории промежуточной группы" известного западного психолога Л. Яблонского, поскольку к делинквентам нельзя подходить как к нормальным группам и социальным организациям. Отсюда частые неудачи.
Л. Яблонский, исследовавший структуры 30 групп делинквентов, выявил три уровня. Первый — центр шайки, представлен вожаками. Это те юноши, которым шайка нужна больше всех. Это "ядро" неустойчивых подростков представляет собой главную цементирующую силу внутри шайки. Они сплачивают шайку и заставляют действовать. Второй уровень — подростки, объявившие о своем участии в деятельности шайки в соответствии со своими эмоциональными потребностями в данное время. Третий уровень — периферийные члены группы, участвующие в ее деятельности от случая к случаю, причем и тогда редко отождествляющие себя с ней.
Яблонский считает, что наиболее эффективна социальная работа по реабилитации "промежуточных групп", т.е. на втором и третьем уровнях. Концепция промежуточной группы является важной не только для криминалистического, но и для социологического изучения преступного поведения и реабилитации преступников. Активная социальная работа с лицами с пограничными формами поведения позволяет обществу значительно сократить число преступников.
Борьба с отклонениями в поведении не ограничивается указанными мерами. Государственные органы социального обеспечения, так же, как и частные организации, существующие в различных странах, занимаются широким спектром социальной деятельности: обращают особое внимание на помощь бедным семьям, детям, воспитывающимся без родителей, активно участвуют в решении задач социального контроля, осуществляющего функцию согласования поведения индивида (группы, общности) с социальным целым. Эти органы и учреждения формируются из работников, обеспечивающих социальный патронаж (социальные работники), представляют собой многочисленную специализированную профессию с вполне определенной философией, профессиональным языком, методами работы, сложившимися под сильным влиянием патопсихологии и психиатрии.
Работники социального патронажа, как правило, рассматривают проблемы отклоняющегося поведения как проблемы психической патологии индивида или проблемы дефектов воспитания, требующие сочувствия, терпения поддержки и совета, а иногда и психиатрического и психологического вмешательства. Такой подход к проблемам отклоняющегося поведения наиболее ярко выражен в США, особенно среди высокообразованных людей, считающих проблемы социальных отклонений не столько юридическими, сколько медицинскими или психологическими.
Данная позиция определяет и социальную терапию (лечение) отклонений, которые рассматриваются как результат разочарований, безнадежности, отчаяния, отчуждения от социальных институтов, существующих в данном обществе. Примером подобной социальной программы (социальной терапии) может служить эксперимент по предупреждению преступности в Нью-Йорке, получивший название "Мобилизация ради молодежи". Программа финансируется главным образом из средств федерального правительства и рассчитана на многие миллионы долларов.
Активно развивается социальная работа и в России. В частности, в университетах страны созданы факультеты социальной работы, занимающиеся подготовкой работников социального патронажа (социальных работников), которые будут работать с различными социальными группами населения: молодежью, заключенными, женщинами, наркоманами, алкоголиками и т.д.
Многие из отечественных программ социальной работы основываются на социологических концепциях природы отклонений в поведении, согласно которым большинство отклонений — не столько индивидуальная патология, сколько факт социального взаимодействия индивидов, способствующий негативной социализации.
Роль социальной среды в формировании социальных отклонений вплоть до преступного поведения признается и западными учеными. Поэтому должны быть и новые социальные программы борьбы с отклонениями. Они должны способствовать социальной терапии всего общества, повышению его физического здоровья, культуры и благосостояния. Только путем изменения организационной культуры общества можно выйти на более высокие уровни социальных отношений, что будет способствовать росту социальных форм поведения населения.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий спектр явлений – от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы поведения.

Концепция девиантной карьеры служит своеобразным мостиком между простым нарушением нормы и преступностью (нарушением закона). Она может служить объяснением как отклоняющейся, так и преступной карьеры. Более того, многие ученые отмечают, что преступность надлежит рассматривать одновременно и в связи с иными социально вредными явлениями (алкоголизм, самоубийства, аморализм и т.п.).

Разнообразные виды социальных отклонений могут быть классифицированы по ряду оснований:

В зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, правила общежития, трудовой деятельности и т.д.);

По характеру нарушаемых норм социальные отклонения отличаются национальным и международным масштабом (нарушение норм и принципов международного права: агрессивная война, расовая дискриминация, геноцид, терроризм);

В зависимости от элементов внутренней структуры : по субъекту, объекту, объективной стороне и субъективной стороне;

По целевой направленности соответствующего отклоняющегося поведения и его мотивации (корыстная направленность, агрессивная ориентация, социально-пассивная) и др.

Разнообразие оснований для классификации социальных отклонений естественно затрудняет выбор какого-либо одного из них для изложения материала. Главная трудность состоит в том, что, как видно из выше сказанного, многие виды антиобщественных поступков «пересекаются» между собой по объему и содержанию.

Традиционно к видам или формам девиантного поведения относят: уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройства, самоубийство.

Таким образом, в узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются правонарушениями, не являются противоправными. Совокупность же противоправных поступков (нарушений закона) получила в социологии особое название – делинквентное (буквально преступное ) поведение.

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм – типичный вид делинквентного поведения. Алкоголик не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Наркоман – преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство, т.е. свободное и намеренное прекращение своей жизни – девиация. Но убийство другого человека – преступление.



Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом: первое – относительно , а второе – абсолютно . То, что для одного человека или группы – отклонение, то для других может быть привычкой. Высший класс считает своё поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших – отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма – юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве ограбления.

Преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм (законов). Преступность определяют как относительно массовое, исторически изменчивое социально-правовое явление общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в данном сообществе в определенный период времени. Структура и динамика преступности с большой полнотой характеризует социально-политическое, экономическое, моральное состояние общества, свойственные ему противоречия и конфликты.

В средствах массовой информации то и дело появляются сообщения то о повышении уровня преступности, то о его понижении. Однако, рассуждая о преступности на основе этих данных, надо проявлять определенную осмотрительность. Преступление имеет место в случае нарушения уголовных законов. Но о множестве преступлений ничего не известно, так как они надежно скрываются. Другие преступления не принимаются во внимание либо потому, что соответствующие законы не нашли всеобщего признания, либо потому, что нарушение этих законов не считается серьезным актом. Социологов и криминологов, изучающих преступность, интересует: как и какие законы появляются на свет, как они осуществляются, кто совершает преступления и почему.

В современных правовых системах преступления классифицируют по следующим основаниям:

По степени тяжести: тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности;

По объекту посягательств: против собственности и против личности;

По формам вины: умышленные и неосторожные;

По целям и мотивам преступников;

По социально-демографическим и криминологическим основаниям: преступления взрослых и молодежи, несовершеннолетних; первичная, повторная и рецидивная преступность;

Юридическая классификация преступлений по главам и статьям уголовных кодексов.

К числу современных основных проблем такого вида социальных отклонений, как преступность, следует отнести следующие проблемы:

1. Проблема официальной статистики и ее интерпретация. Опубликованные данные о преступлениях позволяют выявить основные тенденции отклоняющегося поведения не только по частоте, но и по качеству. Вместе с тем, известно, что далеко не все преступления фиксируются официальной статистикой и органами социального контроля. Специалисты отмечают значительный разрыв между уровнями зарегистрированной преступности и латентной, т.е. скрытой преступности. Проведенные выборочные исследования показывают, что от общего числа корыстно-насильственных преступлений, преступлений против здоровья и половой неприкосновенности регистрируется примерно 50%, а экономических преступлений (хищений, взяточничества, злоупотреблений и др.) – не более 10%. Мало того, официальная статистика не позволяет достаточно полно отражать состояние преступности в стране еще и потому, что вновь принимаемые законы не нашли всеобщего признания не только со стороны граждан, но и со стороны органов, осуществляющих право и правопорядок. Официальная статистика «страдает» неполнотой и недостоверностью вследствие широко распространенного в стране правового нигилизма, когда граждане не воспринимают правовые органы и закон эффективной формой защиты от посягательств на их собственность и личность.

2. Рост женской преступности. На фоне общего повышения уровня преступности особое внимание обращает на себя рост женской преступности, причем по некоторым данным, по должностным и хозяйственным преступлениям женщины не уступают мужчинам. Традиционно считалось, что женщины совершают преступления значительно реже вследствие природных различий с мужчинами (различные врожденные физиологические и психологические особенности). Другие усматривали причины различий мужской и женской преступности в воспитании (мальчики и девочки усваивают различные роли, располагают различными социальными возможностями, по-разному воспринимаются агентами социального контроля). Между тем рост числа женщин-правонарушительниц продолжается и, по-видимому, в течение некоторого времени будет продолжаться из-за глубоких изменений в социальной роли женщины и условий жизни всего общества.

3. Преступления без жертв. Преступления, в которых охотно участвует как «жертва», так и «преступник», не связанные ни с утратой собственности, ни с нанесением вреда личности, получили название «преступления без жертв».

4. Ущерб, причиненный жертвам. Значительная часть преступлений связана с действительными потерями для жертв, потерями, которые, как правило, не возвращаются и не компенсируются жертвам. Более того, подчас жертвы преступления страдают еще и оттого, что вину за то, они стали жертвой преступления, возлагают на них самих. Это явление известно как обвинение жертвы.

5. Вмешательство очевидцев. Социологи давно обратили внимание на то, что в случаях, когда преступление совершается на глазах большого числа людей, никто из них не пытается помочь жертве. Исследования и эксперименты в этой области позволили понять, почему люди не вмешиваются, а когда и почему стремятся оказать помощь. Было выяснено, что присутствие большого числа людей, наблюдающих преступление, снижает вероятность оказания помощи жертве, нежели в случае, когда какой-либо человек оказывается единственным очевидцем преступления. Это явление называют диффузией ответственности, ибо ни один из присутствующих не ощущает за собой личного долга вмешаться. Конечно, существуют и другие причины невмешательства: страх, равнодушие, «как бы чего не вышло», «не мое дело, пусть сами разбираются» и т.д.

6. «Беловоротничковая преступность» – термин, которым обозначаются разновидности преступной деятельности, имеющие место в организациях. Суть проблемы – это противоречие между минимизацией риска, в чем заинтересована бюрократия той или иной организации, компании, корпорации, и неопределенностью рыночных условий. Наиболее наглядно такие виды преступлений представлены при защите прав потребителей. Х. Фарберман (1975 г.) обратил внимание на ряд трудностей, возникающих в связи с установлением того, кто именно в организации виновен в преступлении, кто заслуживает наказания. В ходе анализа он ввел понятие «криминогенная структура рынка». Экономическая политика, формируемая на верхних этажах промышленного производства, для которого характера высокая степень концентрации (например, в автомобильной промышленности), подталкивает участников нижнего уровня к деятельности, вступающей в противоречие с действующими законами. Те, кто наверху, не нарушили никаких законов, но, создавая жесткие экономические условия для тех, кого касаются принятые ими решения, подталкивают подчиненных к противоправным действиям.

Спорные проблемы:

1. В каком случае тот или иной акт является криминальным?

2. Политика и декриминализация употребления наркотиков.

3. Компенсация жертве преступления.

4. Кто должен обладать оружием?

5. Смертная казнь: за или против?

Социальные отклонения и преступность

  • 1. Причины и условия девиантного поведения
  • 2. Криминологические аспекты пьянства и алкоголизма
  • 3. Криминологические аспекты наркомании
  • 4. Криминологические аспекты проституции
  • 5. Социальная маргинальность

Причины и условия девиантного поведения

Девиантное поведение - это следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человек легко впадает в состоянии социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и социальности взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Направления, объясняющие причины возникновения девиации:

  • 1. Несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом и средствами, которые оно предлагает для их достижения.
  • 2. Культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующим в данном обществе типу культуры.
  • 3. Наличие в обществе социального неравенства высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Общие причины девиантного поведения:

  • 1. Социальное неравенство находит свое выражение в нищенском уровне населения, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.
  • 2. Низкий морально-нравственный уровень общества, бездуховность, отчуждение личности.
  • 3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению.
  • 4. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями, связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими, возникающие на этой почве конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья.

Криминологические аспекты пьянства и наркомании

Алкоголизм - патологическое влечение к спиртному с последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Действуя на центральную нервную систему, алкоголь освобождает из-под контроля установки и привычки личности. В насильственных преступлениях, совершенных лицами, находящимися в нетрезвом виде, доминантной мотивацией является агрессивность, корысть либо насилие, а алкогольная мотивация действует как дополнительный стимул.

Алкоголь оказывает и тормозящее воздействие, выраженное в низкой производительности, удлинении времени реакции на опасную ситуацию (часто встречается при неосторожных преступлениях: автотранспорта, техника безопасности).

Направление профилактики пьянства и алкоголизма:

  • 1. Предупреждение проявления в общественных местах
  • 2. Осуществление постоянного контроля за торговлей спиртными напитками, выявление фактов нарушения антиалкогольного законодательства, применение соответствующих мер его нарушителя.
  • 3. Предупреждение в быту.
  • 4. Предупреждение пьянства среди несовершеннолетних и молодежи.
  • 5. Антиалкогольная пропаганда, в том числе путем СМИ.

Отклоняющееся поведение человека – это вариант взаимодействия личности с другими индивидами в процессе социализации, то есть включения в общество. Давайте рассмотрим это понятие подробнее.

Что такое поведение?

Поведение – это своеобразная реакция на различные раздражители как внешне, так и внутренние (других людей, информацию). Иногда поведение является осмысленным, а иногда - нет. Осмысленно человек действует, стремясь достичь каких-то целей, инстинктивно – в каких-либо обыденных ситуациях (например, взглядывает в направлении громкого внезапного звука).

Что такое норма?

Социальная норма регулирует поведение людей в обществе, их взаимоотношения друг с другом и с обществом в целом.

Существует представление о нормальном поведении. Это исторически сложившейся вариант, он предполагает своего рода рамки дозволенного или обязательного поведения.

Нормы можно подразделить на две группы: официально установленные (например, нормы юридических законов, различных инструкций и т.п.) и фактически сложившиеся . К этим последним можно отнести традиции, нормы этикета, морали и проч.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Официально установленные и фактически сложившиеся нормы могут не совпадать. Например, повсеместно в городах игнорируют правила выгула собак только на специальных территориях. Эта норма является официальной, но фактически не сложившейся.

Иногда бывает, что официально созданная норма оказывает дезорганизующее действие, то есть она является ненормальной. Это возможно в случае, когда имеет место волюнтаризм законодателей. Можно привести в пример антиалкогольную компанию в СССР в 80-е годы, которая привела к созданию массы подпольных предприятий по производству алкогольной продукции.

Понятие об отклоняющемся поведении

Как соотносятся социальные нормы и отклоняющееся поведение?

Любая норма по сути своей консервативна. Однако положение в государстве и обществе меняется, соответственно появляются стихийно сложившиеся отклонения от нормы. Спустя какое-то время это отклонение само становится нормой.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение противоречит общепринятой норме, однако при этом надо иметь в виду, что в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или обычным, вызывать или не вызывать осуждение, а спустя время отклоняющееся поведение может начать восприниматься как нормальное.

Варианты отклоняющегося поведения

Традиционно отклоняющимся поведением считают то, которое представляет определенную опасность и даже угрозу сложившемуся порядку. Но социальные отклонения могут проявляться не только в форме преступности. Отклоняющимся можно считать поведение различных выдающихся людей, например, художников, создающих свои произведения в каком-либо новом стиле или направлении. Отклоняющимся можно считать поведение изобретателя, учёного, завершающего удивительное открытие, или людей, придерживающихся радикальных взглядов.

Исследователь Гилинский предложил свою классификацию; он выделял два типа: негативное, то есть вредное для общества, и позитивное поведение. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Например, различные формы социального творчества. В чем выражается негативное? Это опасное и асоциальное поведение: нанесение побоев, оскорблений и проч.

Причины отклоняющегося поведения

Узнаем, каковы причины отклоняющегося поведения.

  • Возникновение новой социальной системы на обломках старой.
  • Процесс развития новый системы, что может приводить к различным перекосам и диспропорции.
  • Потребности общества (духовные, экономические и т. д.) могут опережать развитие общества, и это вызывает необходимость отклоняющегося поведения.
  • Возможно просто случайное отклонение.

Нет сомнений, что нарушение даже наиболее важных принятых в обществе норм связано с экономическими отношениями. Эта связь не в прямая, но она совершенно несомненная. В качестве примера можно привести положение в нашей стране в середине 90-х годов прошлого века. Наступившие безработица и безденежье привели к тому, что сформировалось большое количество групп с отклоняющимся поведением: это и преступные группировки, и компании наркоманов, бомжи и т.п.

Причина другая – это противоречие между слоями населения. Особенно это касается отношения между власть предержащими и обычными людьми. Лицемерное поведение представителей власти приводит к социальной апатии со стороны большинства населения. Сюда же можно отнести социальную несправедливость и сложившиеся в обществе традиции отклоняющегося поведения (конкретным примером является отсутствие морального осуждения мелкого воровства).

Виды девиантного поведения

Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи? Можно выделить три вида:

  • отклонения агрессивной направленности ; они проявляются в действиях против личности: преступление (например, убийства), оскорбления, драки и проч.; они вызывают не только моральное осуждение, но и преследование по закону;
  • отклонения корыстной направленности; это такие поступки, которые связаны с желанием незаконно получить имущественную выгоду; сюда можно отнести взятки, воровство, мошенничество и т. д.;
  • социально пассивные отклонения – это различные варианты уклонения от решения личностных и общественных проблем (нежелание учиться, работать, стремление к бродяжничеству, различные виды наркомании и токсикомании; сюда же можно отнести и суицид).

Поведение детей и подростков

Детям и подросткам могут быть свойственны формы девиантного поведения всех групп: воровство, драки, попрошайничество, токсикомания и компьютерная зависимость, суицидальные действия и т.д.

В детском и подростковом возрасте причина такого поведения – это обычно следование групповым ценностям. Существуют и широко используются различные методики диагностики склонности детей и подростков к отклоняющемуся поведению. В основном цель их – выявить склонность к зависимостям.

На основании данных этих методик применяются различные методы коррекции, призванные защитить детей от возможных последствий склонности к отклоняющемуся поведению, научить взаимодействовать с обществом, привить умение сглаживать конфликты, уважать принятые в обществе нормы поведения.

Теории

Существует несколько теорий отклонения индивида от социальных норм. В 11 классе на уроке обществознания достаточно познакомиться с их содержанием кратко.

Например, биологическая теория гласит, что некоторые личности имеют врождённые изъяны личности, которые и приводят к антиобщественному поведению, мешая социализации. Однако в настоящее время биологическая теория подвергается значительной критике. К тому же, она не может объяснить те преступления и поступки, которые предполагают осознанный выбор.

Социально-психологическая теория объясняет наличие проявлений отклоняющегося поведения социальными потрясениями, кризисами, безработицей и т. п.

Существует и еще одна теория, она называется теорией стигмации, или «наклеивания ярлыков». Суть теории в том, что определенные группы людей изначально вызывают недоверие и осуждение общества; на человека как бы ставят клеймо преступника, и он ведёт себя в соответствии с ожиданиями социума. То есть поведение является вторичным по отношению к оценке, которая изначально не имела под собой оснований.

Что мы узнали?

Отклоняющееся поведение не соответствует социальным нормам, принятым в данный момент в данном обществе. Оно может быть позитивным и негативным; негативное отклоняющееся поведение может быть опасно для человека и окружающих.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 92.